Апкарян Владимир Иванович: «Специалисты у нас всегда были сильнейшие!»


Далеко не каждому человеку удается прожить жизнь так, чтобы оставить заметный след в судьбах целых городов. Строительство многих объектов, которые являются «визитной карточкой» Саратова, - Речной и железнодорожный вокзалы, рынок «Сенной», дворец спорта «Кристалл», гостиница «Словакия» - проходило с участием Владимира Ивановича Апкаряна - инженера-проектировщика, много лет занимавшего должность ведущего специалиста проектной группы «Волгостальмонтаж». Недавно Владимир Иванович отметил пятидесятилетие своей работы в компании. Перед его глазами прошла буквально вся жизнь организации - годы становления и развития, трудное время перестройки и этап «возрождения».

 

 

- Владимир Иванович, расскажите немного о себе.
- Родился я 27 ноября 1939 года в городе Свердловске. Отец был военным, и, когда началась война с японцами, его отправили воевать. Практически всю войну мы провели в Забайкалье и Монголии. Мать была зоотехником и занималась животноводством, поэтому жили мы довольно хорошо. В 1946 году отца перевели в Ульяновск, где он преподавал в танковом училище. Здесь я пошел в первый класс мужской гимназии. А в 1947 году нас перевели в Саратов. Тут я закончил школу, потом поступил в СГУ им. Чернышевского на механико-математический факультет, но, проучившись один семестр, почувствовал, что это не мое. В 1957 году поступил в Институт им. А. И. Микояна в Куйбышеве на факультет промышленного и гражданского строительства. Пять лет отучился, получил специальность инженера-строителя и звание «лейтенант запаса». После окончания вернулся в Саратов и устроился в институт ГСПИ-8. Три года я проработал проектировщиком зданий для электронной промышленности. А в 1965 году меня пригласили работать в Саратовское СМУ треста «Стальконструкция», и я с удовольствием согласился. Меня сразу назначили руководителем проектной группы, она тогда называлась ППР - проект производства работ.

- А какой проект в «Стальконструкции» стал для Вас первым?
- Первое задание выдал начальник управления Николай Васильевич Перепонов. В то время стали выпускать железобетонные коробчатые плиты размером 3 на 12 метров для покрытий одноэтажных зданий, но транспорта для их перевозки не было. И я придумал плитовоз, который впоследствии сделали по моему проекту и стали перемещать на нем эти плиты.

- Вспомните, проектирование каких объектов было для Вас наиболее технически сложными, может даже уникальными?
- Во время строительства Саратовского речного вокзала в 1966 году ленинградцы сделали проект, по которому основной зал в здании перекрывался бетонными балками весом 20 тонн, а у нас не было кранов подходящей грузоподъемности. Мной был предложен вариант изготовить стальные балки, которые гораздо легче проектных. Предложение отправил в Ленинград, там его согласовали, и мы смонтировали эти балки. Еще интересный случай был в 1983 году, когда мы участвовали в строительстве завода «Лотос» в Астрахани. Это был купный проект, для которого изготавливались мощные конструкции. После того, как мы смонтировали каркас здания, на объект поступили французские мостовые краны. Но в их конструкции были расхождения с советскими нормами - расстояние между ездовым катком и торцом кранов больше, чем у наших. Это делало невозможным их использование, так как они задевали за колонны. Было предложено в полках колонн произвести вырезы с их усилением, позволяющие эксплуатировать французские мостовые краны. После согласования в Московском проектном институте Проектстальконструкция предложение было внедрено.

- Бывали ли у Вас командировки за рубеж?
- В 1995 году совместно с главным инженером «Волгостальмонтаж» Колдиным Сергеем Ивановичем и профессором ЦНИИ «Проектстальконструкция» г. Москвы Айрумяном Эдуардом Ливоновичем мы стали внедрять метод изготовления легких конструкций из оцинкованных профилей. Нам даже удалось по этой технологии построить зернохранилище в Базарном Карабулаке. После этого нам была предложена поездка на международную конференцию в Венгерскую Академию Наук в городе Будапеште. Тема была «Устойчивость зданий из легких металлоконструкций». Айрумян тогда выступил с двумя докладами по своей линии, а мы были в качестве членов делегации. Было очень интересно послушать доклады японцев, англичан, французов. Впечатления остались самые замечательные.

 

 

- Как сложилась Ваша личная жизнь?
- На последнем курсе института познакомился с первой женой. Ее потом распределили в Ростов, но она вернулась ко мне. Мы вместе работали с ней в ГСПИ-8. Она очень грамотный хороший специалист-проектировщик. В 1966 году у нас родился сын Антон. Служебный роман с Ириной Корчак (ее направили к нам по распределению после окончания Куйбышевского инженерно-строительного института) закончился вторым браком. Сыну Артему сейчас 27 лет. В Москве живет внук Дмитрий.

- А чем обычно занимаетесь помимо работы?
- В молодости увлекался борьбой самбо. Заниматься начал за компанию с другом еще во время учебы в институте. У меня как-то сразу стало получаться, легко давалось, и еще будучи студентом я получил первый разряд. После переезда продолжил заниматься и в Саратове. Здесь была очень хорошая школа самбо - клубы «Динамо», «Политехнический», «Труд» были чемпионами РСФСР и Европы. Стал усиленно тренироваться, участвовать в соревнованиях – объездил весь Советский Союз. В 1964 году получил звание Мастера спорта СССР, а в 1966 году решил прекратить заниматься. Помимо самбо какое-то время увлекался горными лыжами и морским многоборьем. Ну а сейчас свободное время провожу спокойнее - езжу на дачу, отдыхаю на природе.

- Какие люди, на Ваш взгляд, сыграли наиболее значимую роль в истории компании «Волгостальмонтаж»?
- Кадры у нас были мощные. Из наших рядов вырастали большие специалисты! Все они заслуживают того, чтобы их упомянуть. Вот, например, Сычев Александр Сергеевич – был прорабом на реконструкции театра им. К. Маркса. Впоследствии проявил себя на строительстве автозавода в Тольятти, после чего его назначили начальником СМУ в Набережные Челны на строительство КАМАЗа, а по окончании монтажа завода стального литья его перевели в Ростов в Южстальконструкцию управляющим треста. Еще одна знаковая личность - Гуреев Виктор Иванович. Сначала был у нас начальником участка городских объектов, а потом его назначили управляющим треста в Воронеже. Киреев Вениамин Петрович был главным инженером СМУ, потом треста, а затем стал секретарем райкома партии. Это был наш человек! Сейчас многих уже нет…Я самый старый из действующих сотрудников «Волгостальмонтаж» остался. Но, вообще, стоит сказать, что специалисты у нас всегда были сильнейшие, причем во всех отношениях - и в организационном, и по знаниям.

 

Рубрика "Наш человек!"

Продуция и услуги

Рекламные материалы

Раскрытие информации